Фреска

Фреска — древнейший вид живописи по сырой штукатурке, наложенной на стену перед самой работой. Самое название фреска или альфреско итальянское и означает: по свежему (грунту). При этом способе краски разводятся чистой или известковой водой и закрепляются на поверхности не клеем, а свежим известковым грунтом.

Грунт этот, содержащий насыщенный раствор гидрата окиси кальция, при соприкосновении с углекислотой воздуха способен выделять на поверхности тончайшую кристаллического углекислого кальция, которая и закрепляет живопись.

Эту способность известковый грунт сохраняет в течение нескольких часов, по истечении которых краски уже не закрепляются.

Поэтому штукатурки делают только на заранее намеченном художником участке стены, границы которого обычно соответствуют пограничным линиям на рисунке с тем, чтобы успеть записать их в течение одного дня. Характерным для техники фрески является то, что живопись оказывается часто составленной как бы из отдельных кусков.

Линии, составляющие эти куски, показывают работу художника в течение одного дня. Незаписанные участки штукатурки подрезаются и удаляются с тем, чтобы на другой день их снова можно было покрыть свежим раствором. Штукатурка под фреску делается исключительно известково-песчаная, из хорошо промытого песка и выдержанной жирной извести, не содержащей растворимых в воде солей, которые могут в дальнейшем повредить живописи.

Главным условием доброкачественности работы и отсутствия трещин является равномерная толщина слоя штукатурки и особенно слоя.

Поэтому в древности наносили не один слой грунта, а несколько (2-3), постепенно уменьшая толщину их.