Контрастное действие

С явлениями последовательного контраста, мы сталкиваемся в целом ряде случаев. Если две смежные комнаты окрашены в дополнительные цвета, то при переходе из комнаты в комнату окраска их покажется интенсивнее.

Если же комнаты окрашены в очень близкие цвета, то при последовательном наблюдении они будут «проигрывать» в цвете и т. д. Понятие об одновременном контрасте цветов. Производя разного рода малярные и отделочные работы, мы постоянно сталкиваемся также с явлениями одновременного цветового контраста.

Один и тот же цвет выглядит различно в зависимости от того, какими цветами он окружен.

Возьмем две одинаковые по цвету серые бумажки и положим одну на белый лист, а другую на черный. Сейчас же обнаружится, что бумажка, лежащая на белом фоне, покажется нам темнее, чем лежащая на черном фоне.

В данном случае мы имеем дело с так называемым светлотным контрастом.

Для практических целей необходимо помнить, что на светлом фоне всякий более темный цвет кажется темнее, а на темном фоне всякий более светлый светлее.

Хроматический контраст.

Помимо светлотного контраста мы наблюдаем часто действие и так называемого хроматического контраста, выражающегося в том, что цвет, окруженный хроматическим фоном, обычно изменяется в сторону дополнительного к цвету фона.

Одинакового цвета серые бумажки на красном фоне покажутся нам зеленоватыми, и на синем.

Получается впечатление, словно к цвету, лежащему на фоне, примешивается некоторое количество цвета дополнительного к цвету фона. Поэтому, чтобы увеличить насыщенность какого-либо цвета, выгодно бывает поместить его на фон, окрашенный в дополнительный цвет.

Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь окрашенной фигуры по сравнению с площадью фона.

Если поместить на белый лист бумаги две серые бумажки, одинаковые по светлоте, то маленькая серая бумажка покажется нам темнее большой.

Проделав этот же опыт с серыми бумажками на цветных фонах, можно убедиться в справедливости этого закона и для явлений хроматического или цветового контраста.