Хроматический контраст

С указанным выше явлением необходимо особенно считаться при окраске фасадов, где на огромных площадях встречаются небольшие детали, которые можно либо подчеркнуть соответствующей окраской, либо совершенно обезличить при неумелом подходе к делу. Наиболее благоприятные условия для проявления контраста имеют место в том случае, если границы между двумя цветами видны не резко, расплывчато.

Если Же обвести эти границы хотя бы узким, но резким контуром, то можно почти уничтожить действие контраста. Этим свойством можно иногда воспользоваться и в практике для уничтожения нежелательного действия контраста.

Очень важным приемом для борьбы с контрастом является изменение цвета, которое должно уравновесить ожидаемое действие контраста. Например, серый цвет на синем фоне кажется желтее.

Для того чтобы уничтожить эту желтизну, надо к серому добавить немного синего, в результате чего получится впечатление чистого серого цвета.

Представим себе две стены, каждая из которых окрашена в два цвета: цвет. На одной из стен нижняя часть окрашена в темно-серый цвет, а верхняя в светло-серый.

На другой стене окраска произведена в обратном порядке.

При сравнении этих стен мы видим, что первая стена произведет более благоприятное впечатление.

Нам трудно будет отделаться от впечатления, что верхняя темная часть «тяжелее» нижней светлой. Нижняя часть второй стены покажется нам слишком легкой, не столь прочной, чтобы удерживать на себе верхнюю плотную часть.

Все это и создает какое-то беспокойное впечатление при взгляде на вторую стену.

От первой стены у нас получится обратное впечатление.

Здесь нижняя часть является более тяжелой, поэтому окраска первой стены более удовлетворяет нас, не вызывая того ощущения беспокойства, которое получается при взгляде на вторую стену.

Вот почему при окраске стены в два цвета нижнюю половину обычно окрашивают в более темный цвет.