Особенности создания композиции в акваскейпе

Каждый аквапейзаж, какой бы цельный и неделимый он ни казался, состоит из неких составляющих – элементов композиции. Каждый штрих в дизайне аквариума можно описать законами, основанными на знаниях о восприятии человека. Для более четкого понимания этих законов мы разберем на конкретных примерах такие элементы композиции как линии, формы, перспектива, контраст, текстура и такие свойства как баланс, природность, повторяемость.

Многие законы композиции, которые используются в аквадизайне, уже давно открыты и успешно применяются в архитектуре, изобразительном искусстве, фотографии. Вспомнить хотя бы закон золотого сечения, которым пользуются уже не одно тысячелетие. Тут легко найти много аналогий. Например, линии – наиболее сильный элемент, который может присутствовать как в композиции фотографии так и в аквариуме. Линии управляют взглядом зрителя, ведут его. Параллельные, повторяющиеся линии усиливают друг друга, а если они еще и в перспективе, то концентрируют внимание на объекте очень сильно.

Имитация перспективы в аквариуме с помощью линий
Такой эффект был достигнут посредством имитации перспективы. Наличие кажущейся перспективы можно назвать необходимым минимумом для создания впечатляющего дизайна в акваскейпе. В большом пространстве перспектива хорошо заметна, как на первой фотографии. Но мы имеем аквариум, заключающий очень небольшое пространство. Как же расширить это пространство? Для этого нужно «нарисовать» в аквариуме «фальшивые» линии перспективы тем самым, имитируя перспективу объемного пространства. Помимо этих линий нужно размещать более крупные объекты (камни, коряги, растения) ближе к фронту, а более мелкие – ближе к фону.

Так же стоит вспомнить про тональную перспективу, которую тоже можно имитировать в аквариуме при его дизайне. Суть ее в том что в природе чёткость и ясность очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя. Одновременно уменьшается и насыщенность цветов, контрасты светотени в глубине смягчаются. В дали предметы кажутся более светлыми, чем у переднего плана. Поэтому часто, при фотографировании акваскейпов, используют яркую подсветку фона вплоть до практически светящегося белого фона.

Тональная перспектива в аквариуме
Возвращаясь к линиям нужно сказать голландский аквариум by Shay Fertigчто они могут быть и слабо заметны, но, тем не менее, оказывая должный эффект. Линии в композиции «Альпийская долина» очень четкие — это характерно для западного стиля акваскейпинга, что, по-видимому, является наследством традиции оформления голландского аквариума. Такие линии создаются благодаря контрасту соседствующих групп растений и их строгой разделимости друг от друга.

В композиции «Альпийская долина» был использован еще один, дополнительный, трюк – создание легкой тени между группами растений, за счет особой стрижки (см. Рисунок с тенями в приближении). Стрижка заключалась в том, что на границе двух групп растений выстригалось 1-2 см у сзади стоящей группы, как изображено на схеме:

Дизайнеры японского стиля оформления наоборот избегают строгого разделения групп растений, используя принцип перекрывания форм для создания более природного вида композиции в дизайне аквариума. На следующей фотографии, линии образованы контурами камней акцентируя внимание зрителя на большом камне. Дополнительно, две группы элеохариса создают еле заметные линии с тем же направлением и с перспективой.

Тем не менее, даже с такими скрытыми линиями получается довольно сильный дизайн. Более того, взгляд зрителя больше привлечен объектом в аквариуме, к которому ведут линии, нежели к самим линиям. На предыдущих фото, линии настолько явно выраженные что привлекают внимание зрителя не только к объекту, к которому они ведут, но и к самим себе. Хорошо ли это или плохо зависит от задумки автора, но он должен осознавать то, что линии — это чрезвычайно важный элемент композиции в дизайне аквариума, который нельзя оставлять без контроля. И избегайте прямых линий, в аквариуме они не выглядят природно.

Очень много ненужных линий можно найти в абсолютно композиционно неконтролированных аквариумах, оформленных в так называем стиле «огород». В таких аквариумах растения создают линии разной направленности, диктованные направлением роста их стеблей. Как правило, это линии с направлением «вверх», так как наиболее распространенными являются длинностебельные растения.

Аквариум в стиле «огород»
В итоге мы имеем дизайн, который просто рябит повторяющимися параллельными линиями «вверх», как частокол. Такие ритмично повторяющиеся линии, усиливая друг друга, создают своего рода шум, не дающий взгляду зрителя спокойно выбрать привлекающий объект. Это одна из причин, почему акваскейперы часто стригут растения так, чтобы образовывались округлые «шапки», скрывая нижнюю часть стебля растений, которые создают линии «вверх». Тут очень важно дать растениям достаточно света, чтобы они не тянулись вверх. В противном случае, как бы Вы ни стригли, действительно красивую «шапку» получить не удастся.

Линии образуют формы. Поэтому следующий элемент в дизайне аквариума, который мы рассмотрим — это формы. Это, пожалуй, самый известный композиционный элемент. Многие знают такие названия как выпуклая (остров), вогнутая форма или треугольная. Сейчас это самые популярные формы композиций, по-видимому, из-за их простоты. Это часто вызывает нарекания в однообразии аквариумов оформленных в стиле акваскейп. И отчасти они справедливы. Не могут аквариумы не казаться однообразными, если они оформлены по трем типам форм композиции. Лучшим способом избежать однообразия является комбинирование разных форм. Как, например, в композиции «Пролетая над утесом» была комбинирована выпуклая форма, созданная линиями контуров камней и мха – на переднем плане, и вогнутая форма созданная линиями контура элеохариса – на заднем плане.вогнутая+выпуклая формы

Сочетание выпуклой и вогнутой форм
Никто не отменял классическую форму — стена, которую акваскейперы используют как фоновую. На фотографии ниже можно проследить комбинацию выпуклой формы, создаваемой линиями коряг со стеной за ней. И таких комбинаций можно придумать много. Уже упомянутые мною четыре формы могут дать 9 комбинаций, а если комбинировать 3 формы в одной композиции – более сложный вариант, то мы получаем еще большее разнообразие для дизайна аквариума.

Давайте теперь вернемся к нашему любимому огороду и посмотрим, какие в нем можно найти формы. Из-за того, что в таком аквариуме линии имеют хаотичное направление, получается, что каждый кустик, камень, коряга образует форму, независимую от всей композиции. Такие аквариумы на фотографиях будут смотреться лучше, если их фотографировать фрагментарно: стайка гуппи на фоне амбулии, анциструс с корягой пусть даже частично обросшей мхом, цихлиды среди группы камней. Но как только вы сделаете фото общего вида аквариума, травника или цихлидника, все эти привлекающие элементы потеряются среди таких же, потому как они не связаны друг с другом композицией. Поэтому, рассматривая такие аквариумы, обычно хочется подойти ближе для лучшего рассмотрения деталей. А композиционно грамотно оформленные аквариумы приятно рассматривать издалека как картины и с близи можно увидеть много интересного как в любом аквариуме.

Так же как и в случаях с линиями, повторяемость форм увеличивает вес этих форм. Поэтому тут тоже нужно быть осторожным. Можно создать отвлекающий шум, как в случае огорода на фото выше, а можно использовать этот эффект как инструмент привлечения внимания зрителя к группе декораций аквариума, в которой присутствует повторяемость форм и линий. Яркими примерами удачного использования повторяемости форм и линий являются акваскейпы Клифа Хьюи и Павла Баутина. Сам по себе, одиноко стоящий, банально прямоугольный камень, или вертикально поставленная прямая коряга выглядели бы нелепо. Но когда они в группе таких же – это становится изюминкой дизайна этого аквариума.

Повторяющиеся формы (акваскейп Клифа Хьюи)
В упомянутых только что двух акваскейпах важной так же является «природность» композиции. То есть получившиеся у авторов пейзажи имитируют природный наземный пейзаж, хорошо знакомый и посему приятный для зрителя. Этот эффект привлекает тем, что зритель, заглядывая в «окно» размером 45х90см видит многокилометровый и богатый деталями пейзаж. Прямо как телевизор! Только живой.

Еще одним элементом композиции в дизайне аквариума является текстура. Наверное наиболее сильно чувствуется влияние текстуры на всю композицию в аквариумах оформленных в стиле ивагуми, где основной акцент делается на камнях и их аранжировки. Как правило, акваскейперы выбирают камни с наиболее богатой текстурой, что помогает имитировать масштабность – камень кажется горой (пример дизайна аквариума с камнями по принципу ивагуми, пошагово). Но если поставлена задача создания сильной, впечатляющей картины, то недостаточно бездумно скопировать и перенести природный ландшафт в объем аквариума. Давайте проведем небольшое наблюдение. Посмотрите на аквариумы Такаши Амано на его сайте — во всех аквариумах оформленных в стиле ивагуми используются камни (ну еще бы) на ряду с различными видами элеохариса. Как, впрочем, это можно заметить и на фотографиях ивагуми, использованных в данной статье. Почему? Дело в том, что твердая текстура камня хорошо контрастирует с мягкой текстурой элеохариса. Это один из наиболее сильных контрастов текстур, который используется в акваскейпинге и дизайне аквариумов. Он придает композиции силу и запоминаемость.

Сама по себе однотипная текстура, да и не только текстура – цвет, тон не впечатляют. Впечатляет их контраст. Контраст — это важная составляющая удачной композиции. И камни с элеохарисом это всего лишь один пример из возможных способов создания контраста. Используя всё разнообразие аквариумных растений, а также камни и коряги, можно сложить множество контрастирующих пар, варьируя цветом, тоном, формой листьев, размером. Нельзя не вспомнить всеми любимый контраст красных растений с зелеными. Часто наличие красных растений рассматривается как обязательное условие при оформлении аквариума. Это не всегда верно. Если взглянуть, хотя бы, на фотографию (см. фотографию выше с комбинацией выпуклой формы + стена) – в ней красная людвигия среди зеленых растений не настолько привлекает взгляд, как контраст крупных, своеобразных листьев больбитиса на фоне более темного и мелкого мха.

Использование роталы и элеохариса для создания тонального контраста
Одна из моих любимых контрастирующих пар это элеохарис и ротала сп. грин. Вообще эта ротала дает очень хороший тональный контраст со многими зелеными растениям из-за ее светло-зеленого цвета. Но в паре с элеохарисом присутствует также контраст текстур – мягкая волокнистая текстура элеохариса против более резкой текстуры роталы. Тут есть большой простор для экспериментов при дизайне аквариума: темно-зеленый – светло-зеленый, зеленый – красный, темно-красный – светло-красный, крупный – мелкий, мягкий – твердый, свет – тень. Пересекающиеся линии, допустим коряг, тоже своего рода контраст – контраст направлений линий.

С помощью контраста можно создавать линии ведущие взгляд к фокальным точкам композиции и создавать сами фокальные точки. Главное чтобы контрастность первых не превышала оную в последних. В противном случае сами линии будут привлекать к себе большее внимание, чем к желаемым фокальным точкам. Создавая фокальные точки, особенно самые интенсивные в дизайне акваскейпа, важно понимать в какую часть композиции их располагать.

Золотое сечение в акваскейпе
Обычно их располагают по принципу золотого сечения. Принято считать, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные. Однако если мы расположим фокальную точку не по принципу золотого сечения, это не приведет к тому что наша композиция нарушится.

Если мы поставим цель – вызвать у зрителя ощущение незыблемости и покоя нам достаточно сместить фокальную точку от золотого сечения ближе к центру.

Смещение фокальной точки ближе к центру
Если же наоборот – задача внести немного тревоги, напряжения, то можно сдвинуть фокальную точку от золотого сечения к краю.

Смещение фокальной точки ближе к краю
Золотое сечение это удобный инструмент нахождения баланса в дизайне, правой и левой ее части. Однако, даже если мы расположим, наиболее весомый фрагмент, фокальную точку в соответствии с правилом золотого сечения, все равно композиция может производить разное впечатление в зависимости от того находится объект в правой или в левой части композиции.

Инвертированная композиция выглядит разбалансированой
Дело в том, что вес объекта в левой части кажется меньшим, чем такой же в правой. От этого итак тяжелый элемент – большой камень, становиться еще тяжелее в правой части, разбалансируя композицию. Это не значит, что нужно всегда располагать большие объекты слева. Можно расположить и справа, но только если он не намного массивнее чем балансирующие его объекты в левой части.

Итак, мы разобрали роль линий в композиции и формирующиеся с помощью них формы, узнали о необходимости создания кажущейся перспективы. Помимо контраста цветов мы узнали о контрасте текстур. Выяснили, как работает принцип золотого сечения и как он связан с балансом композиции. Разобрали такие свойства как повторяемость и природность.

Теперь можно приступить и к практике уже понимая основные принципы дизайна аквариума. Но не следует воспринимать их как догмы, которых нужно строго придерживаться. Понимание их только лишь может помочь не делать грубых ошибок, но не гарантирует Вам создания шедевров, какие бы мудрые законы Вы ни знали. Не стесняйтесь проявлять свою индивидуальность. Ищите в себе творческое начало.