Техника масляной живописи

Сначала изготовляют казеиновый клей. Если казеин не растворяется и запаха аммиака не слышно, то добавляют еще немного аммиака. Затем смешивают раствор канифоли с масляным лаком и медленно при помешивании вливают смесь в клей.

При условии использования темперы в ближайшее же время добавки антисептиков не требуется. Примесь канифоли дается для нейтрализации избыточной щелочи казеинового клея.

Казеиново-восковая темпера изготовляется по следующему рецепту (рецепт 23). Казеина 150 г, воды 1000 см3, аммиака 25%-ного около 15 г, воска пчелиного 20 г, олифы или лака масляного 200 г. Сначала изготовляют казеиновый клей, подогревая его на водяной бане, соединяют его с олифой или лаком и вливают постепенно в теплый клеевой раствор.

По указанному рецепту, как показал опыт автора, можно также получить нейтральную темперу, так как кислоты, находящиеся в воске, связывают избыток щелочи казеинового клея.

Общие замечания по темпере.

Перед тем как растирать порошки пигментов на темпере, ее разбавляют водой или молоком до консистенции олифы.

Различные пигменты требуют от 80 до 300°/0 вяжущего от веса сухого пигмента.

Для того, правильно ли взято соотношение между пигментом и вяжущим, делают пробу на плотной бумаге. Высохший слой темперы при трении пальцем дает легкий блеск.

При покрытии лаком цветная проба не должна темнеть и изменяться в цвете, изменение в цвете будет указывать на недостаток вяжущего.

Кроме того, при недостатке вяжущего краска по высыхании сильно светлеет (подобно клеевым колерам). Чем меньше воды введено в эмульсию, чем меньше краска разжижалась водой при работе, тем меньше изменяется тон краски при высыхании.

Поэтому для разбавления темперных красок следует пользоваться не водой, а эмульсией.

Нередко законченную работу для большей прочности покрывают слоем лака.