Выступающие и отступающие цвета. Среди прочих пространственных свойств цвета огромное значение в малярном деле имеет явление выступания и отступания цветов, т. е. кажущееся удаление или приближение цветных поверхностей к зрителю.
Хотя ощущение этой оптической иллюзии (обман зрения) и не у всех людей одинаково, все же для большинства можно установить некоторую закономерность. Так, светлые ахроматические цвета, как правило, являются.
Насколько белый цвет, например, способствует выявлению формы какого-либо тела, благодаря хорошо выраженной светотени, настолько черный цвет дает неправильное ощущение формы, заглушая светотень. Можно сказать, что черный цвет деформирует пространство (изменяет впечатление о форме пространства).
Сложнее обстоит дело в хроматическом ряду.
Если мы возьмем наиболее насыщенные тона, то из хроматических цветов наибольшей способностью приближать к зрителю окрашенную им поверхность обладает желтый цвет.
В несколько меньшей мере это заметно у оранжевого цвета.
Наибольшей способностью оптически удалять окрашенную поверхность обладает синий цвет. и в меньшей степени бирюзовый.
Красный, а также зеленый, состоящий из равных количеств выступающего желтого и отступающего синего, дают ощущение лежащих на поверхности. Примесь белого при хроматических цветов ослабляет основные свойства, наиболее выраженные у насыщенных тонов.
Так, например, оранжевый будет менее выступать, чем насыщенный оранжевый. Разбеленный синий будет менее отступать, чем насыщенный синий.
Обратившись к цветовому кругу, заметим, что холодные темные тона являются отступающими, в то время как. Более светлые тона кажутся более выступающими. Хроматические цвета значительно более выступают вперед на сером фоне.