Симеон Полоцкий в виршах

Голицын жил в каменном дворце, который был расписан декоративной живописью, имел гобелены, картины, большие зеркала. Примерно в это же время при Московской Оружейной палате, игравшей тогда роль своеобразной «Академии художеств», образуется что-то вроде художественно-технической школы, из которой выходят первые светские живописцы.

Со времени Петра Первого, с развитием гражданского и военного строительства начинается архитектурно-художественное образование в России. Созданная при Петре Первом Академия наук ведала, между прочим, и «художествами», носившими однако в большой мере ремесленный характер.

В 1758 г. учреждается русская Академия художеств, которая на первых порах занимается преимущественно вопросами прикладного декоративного искусства. Рассадником церковной живописи и орнаментального искусства для значительного района юго-запада России в XVIII в. служила Киево-Печерская лавра.

В 1763 г. здесь было основано училище для обучения декоративному и иконописному искусствам.

К этому времени и относится возникновение самого понятия «малярные» работы, которые на севере России продолжали называться «живописными». В XVIII в. с развитием гражданского строительства малярно-декоративные работы уже чаще начинают применяться при отделке дворцов, общественных зданий, театральных зал и жилищ.

Во второй половине XVIII и начале XIX в. декоративное искусство во всех его отраслях достигает поразительной высоты. Сохранившиеся до нашего времени дворцы поражают своим внутренним оформлением, выполненным, главным образом, русскими самородками, в большинстве случаев крепостными, по проектам и рисункам таких же крепостных архитекторов и художников.

Сохранилось много имен работников искусств того времени.