Витраж

Начало производства витро объяснялось отсутствием цветных стекол больших размеров, вследствие чего являлась необходимость соединять каким-либо способом мелкие цветные стекла между собой для образования большой стеклянной поверхности, заполняющей оконный проем. В качестве такого способа соединения стали применяться свинцовые горбыльки таврового сечения шириной 3-5 см, С развитием производства витро стеклянные поверхности окон образовывались по определенному орнаменту или даже живописному изображению и свинцовые горбыльки размещались в контуре рисунка. Процесс производства витро заключался в следующем: снятая с рисунка копия на тонкой бумаге переводилась на картон, из которого вырезались шаблоны, представляющие собой отдельные части общего рисунка.

По шаблонам алмазом вырезались отдельные куски стекла, собираемые при помощи свинцовых жилок оправы в целое живописное изображение. Куски стекла вырезались из цветных стекол или из одного общего изображения, выполненного на стекле красками.

Сборка отдельных кусков стекла и оправа их свинцовыми жилками производились по разложенному на Доске рисунку в натуральную величину. В местах стыка свинцовых вилок они спаивались оловом и, кроме того, ребра жилок тоже покрывались оловом.

При вставлении стекол в жилки оправы последние сглаживались и прижимались к стеклу гладильным инструментом.

Иногда для большей водонепроницаемости остекленная свинцовая оправа промазывалась замазкой.

В острых углах контура жилки стыкались под тупым углом, а образование острого угла производилось запайкой.

Для предохранения витро от атмосферных явлений иногда снаружи в фальцы брусков переплета вставлялись простые стекла, образующие второе наружное остекление.

В первое время оконные проемы не разбивались на отдельные створки, а весь проем Делился железными полосами на отдельные прямоугольники размером около 0,5-0,7 м, в которые вставлялись отдельные листы, составляющие часть всего витро.