Темпера

Много работавший по энкаустике художник Г. Шмидт, пользуясь специально сконструированным им электрифицированным инструментом, значительно облегчил очень утомлявшую художников античную технику, требовавшую подогрева инструментов на жаровнях с углями. Помимо живописи горячей энкаустикой, применяют карандаши, которыми можно работать так же, как пастелью (цветные мелки), но по предварительно нагретой поверхности.

Применяют также энкаустические краски в тюбиках, наподобие масляных красок.

Во всех случаях по окончании живописи лежащие на поверхности краски при помощи электронагревательного аппарата, до момента расплавления красок, тщательно следя за тем, чтобы краски не потекли и не испортили живопись.

Существует описание еще целого ряда приемов энкаустической живописи, на которых мы не останавливаемся, отсылая интересующихся к специальной литературе.

С точки зрения требований, предъявляемых монументальной живописью, техника энкаустики заслуживает самого серьезного внимания художников, так как дошедшие до нашего времени образцы античной энкаустики и по сей день поражают нас исключительно хорошо сохранившимися красками (знаменитые «фаюмские портреты», находящиеся в музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве).

Темпера происходит от латинского слова temperare, что значит смешивать; по существу это связующее вещество, с которым смешивают пигменты. В широком смысле слова некоторые авторы под темперой понимают все краски, связующее которых растворимо в воде.

[В связи с этим различают темперу простую, когда связующим является какой-либо однородный клей: гуммиарабик, желатина, казеин и т. д. и эмульсионную темперу, где связующим является эмульсия, состоящая из разнородных элементов (смеси растворов клея и масел или лаков).

Такое разделение не вполне удачно, так как большинство употребляющихся красок, как, например, обычные клеевые, казеиновые силикатные и т. д., в настоящее время никто темперой не называет.