Из всего этого, однако, не следует делать вывода, что более тяжелый цвет мы никогда не можем располагать вверху. Представим себе ряд стен, нижняя часть которых окрашена светлым колером, а верхняя темным.
Будем постепенно уменьшать площадь участка, окрашенного в темный цвет, с тем чтобы он занимал последовательно 50,40,33,25, 15 и 5% площади стены.
Рассматривая окрашенные площади, мы найдем, что хотя вторая стена выглядит несколько лучше первой, все же верхняя часть ее заметно по нижнюю.
Наиболее благоприятное впечатление получается от третьей, четвертой и пятой стен, где темный верхний участок занимает »/s» 1U и 7« всей площади.
Шестая стена выглядит уже хуже, и, наконец, в седьмой резко бросается в глаза недостаточность площади темного участка.
Таким образом, мы видим, что можно и темные тона располагать вверху, но необходимо добиться некоторого равновесия между обеими окрашенными частями. При этом надо иметь в виду, что чем больше различие между двумя данными цветами по тяжести, тем меньше должна быть часть по сравнению с нижней, и наоборот.
Для практических целей при подборе относительных количеств двух цветов пользуются следующим приемом.
На листе серой бумаги вырезают рамку по размеру имеющихся в распоряжении окрашенных образцов. Положив подрамку один из образцов, подкладывают потом второй образец так, чтобы в рамке была видна сначала узкая полоса второго образца.
Постепенно передвигая второй образец, находят наиболее удачное соотношение. Очень удобно для этой цели пользоваться образцами колеров, нанесенными на карточки размером около 10×15 см. Точных рецептов для выбора наиболее подходящих соотношений даты нельзя.
В каждом отдельном случае дело решается опытом или указанием специалистов.
С описанными выше явлениями нам приходится считаться как при внутренних окрасках (окраска панелей, гобеленов и пр.), так и при окраске фасадов, где иногда практикуется выделение окраской верхних этажей от нижних.