Результаты смешения

Разбелы. Мы уже знаем, что малярные пигменты и краски значительно уступают по чистоте цвета спектральным цветам. При окраске зданий даже эти ослабленные цвета, дающие так называемые цельные колера, применяются сравнительно редко или в относительно небольших количествах (филенки, орнамент и пр.). В большинстве же случаев прибегают к так называемым разбелам.

В водных красочных составах для этого пользуются обычно мелом и известью, а в масляных применяют различные белила: цинковые, свинцовые, титановые или литопон.

Мел и белила поэтому являются основными красками в строительстве. Объясняется это как чисто гигиеническими целями — создать светлые, чистые помещения, так и целями художественными получить наиболее спокойные, гармоничные сочетания цветов, не утомляющих зрения.

Изучить цветовые возможности какого-либо пигмента (сажа, умбра, крон оранжевый и др.) можно только проведя с ним целую серию последовательных разбелов. Затемнения.

Не меньшее значение в практике имеют так называемые затемнения колера, получаемые при добавлении к колеру черной краски. Таким образом, при смешивании, например, сурика железного, мумии или киновари с сажей или перекисью марганца можно получить целый ряд очень интересных коричневых оттенков.

Очень употребительны смеси черного с зеленью, ультрамарином или берлинской лазурью, а также ряд других сочетаний.

Чаще всего прибегают к затемнению с последующим разбеливанием пигмента или наоборот.

Таким путем получают большое количество прекрасных серых колеров теплых или холодных оттенков. Дополнительные цвета.

В приведенном выше случае смешения цветов при смешении красок мы познакомились с примером, так называемого, вычитательного смешения цветов. В данном случае частицы краски, подобно цветным стеклам, поглощают (т. е. вычитают) из белого луча света, часть лучей, падающих на окрашенную поверхность.

Помимо указанного существует еще слагательное смешение цветов, с законами которого можно познакомиться на простейшем волчке, изготовленном из куска картона.