Насыщенность и чистота цвета

Для знакомства с законами смешения красок при составлении колеров очень удобной является схема цветового круга. Прежде всего обратим внимание на три цвета, объединенных Жирными линиями в виде треугольника и обозначенные начальными буквами: желтый, К-красный и С-синий. Эти цвета называются основными.

Три других цвета, объединенных треугольником из прерывистых линий и обозначенные буквами: О-оранжевый, 3-зеленый и Ф-фиолетовый, называются смешанными. Практически это означает, что если у нас в колерной мастерской отсутствует краска какого-либо из первых трех основных цветов, например, голубовато-синяя (лазурь берлинская), желтая (крон желтый) или красная (краплак), то мы ни при каких условиях не сможем подобрать перечисленных выше красного, желтого или синего цветов.

При наличии же основных цветов и отсутствии какого-либо смешанного мы легко сможем составить его сами путем смешивания, если внимательно ознакомимся с законами смешения красок. Очень легко мы можем убедиться, что благодаря смешению двух основных цветов получается.

расположенный между ними смешанный цвет.

Желтый плюс синий дадут зеленый.

Желтый плюс красный дадут оранжевый.

Красный плюс синий дадут фиолетовый.

Конечно, приведенные сочетания являются лишь грубой схемой и в действительности это гораздо сложнее. Дело в том, что цвета красок, применяемых в малярном деле, значительно отклоняются по чистоте тона от спектральных цветов.

Поэтому и результаты смешения будут в значительной степени зависеть от цветового тона взятых пигментов. Если мы возьмем крон лимонный и смешаем его с берлинской лазурью, то получим яркую зелень.

Тот же крон лимонный в смеси с ультрамарином тоже даст зелень, но более тусклую, грязноватую. Если для смешения с берлинской лазурью взять вместо лимонного желтый крон, особенно с оранжевым оттенком, то полученная в результате этого зелень будет значительно уступать по яркости первой зелени.

Причины этих отклонений мы рассмотрим ниже.