Мозаичные изображения

Наместо удаленного гипса наносились клеящие мозаику слои цементирующего раствора или с собой мастики. Цементирующий раствор обычно состоял из извести с гидравлическими добавками, например, брались 2 части по объему извести и 2 части пуццолана.

Что касается мастики, изобретенной в XV 1в., то она применялась во многих мозаиках в соборе св. Петра.

Состав ее следующий (по объему): пудра из травертино (известковый туф)-60 ч., гашеная известь-25 ч., сырое льняное масло-10 ч., вареное льняное масле-6 ч. Во многих случаях мастике отдавали предпочтение, так как она пластичнее раствора, больше времени не твердеет, что значительно облегчает работу. Время показало, что мастика держит хорошо мозаику.

Самый набор мозаики производится из готовых кусочков смальты или мрамора, уложенных по колеру в особом ящике.

В некоторых случаях мастер откалывает требуемые кусочки от мраморной плиты или бруска смальты особыми молотками на особом резаке из куска железа, вставленного в камень.

Кусочкам мозаики придается несколько конусная или пирамидальная форма, скашивая грани для более удобного вдавливания кубиков в раствор или мастику. Швы между кубиками мозаики могут быть большей или меньшей толщины в зависимости от расстояния изображения от глаз зрителя, размера картин, формы кусков мозаики и пр. В некоторых случаях производилось подкрашивание раствора в швах, что достигалось смачиванием еще свежего раствора мозаики окрашенной водой.

Второй вид, — предварительное изготовление мозаики в мастерской по римскому способу, т. е. «налицо», заключался в следующих процессах. Изготовлялся ящик размером 2,0×2,5 м с Днищем из грифельной или деревянной обитой железом доски с низкими бортами, привинченными к днищу.

В ящик наливался гипс на толщину слоя мозаики и, когда он затвердевал, на его поверхность переводился рисунок.