Фактурная окраска

Более надежные результаты получаются, если вместо клея покрыть поверхность спиртовым шеллачным лакомили нитролаком. Масляные или скипидарные лаки для этой цели не годятся, так как поверхность фактуры от них темнеет так же, как и от олифы. После высыхания изолирующего клеевого или лакового слоя покрывают его масляным колером, разведенным смесью из 2 ч. скипидара, 1 ч. олифы и 0,1 ч. Наносят колер широкой кистью очень тонким просвечивающим слоем.

Затем тряпкой смахивают краску с выпуклых частей, которые остаются слегка окрашенными, в то время как в углублениях краска остается в большем количестве, что способствует выявлению рельефа фактуры цветом. При надлежащей изоляции фактурного слоя, после протирания тряпкой, выпуклые места получаются почти белые.

Если краска плохо удаляется, то тряпку слегка смачивают скипидаром. Работа в целом не представляет особых трудностей и, в основном, может выполняться рабочими низшей квалификации.

Однако для художественного выполнения необходимо постоянное наблюдение высококвалифицированного мастера, который должен выправлять работу в наиболее ответственные моменты.

Таковыми являются: 1) выправка отдельных участков фактуры для придания всей поверхности однородного характера, 2) выправка лессировки и правильное распределение красочных пятен на поверхности при протирке тряпками.

Для получения глянцевой поверхности слой окраски покрывают мебельным масляным лаком № 4 (бывший № 32). Для получения матовой поверхности в колер добавляют немного зубного порошка (не более 15-20% от веса тертой краски), исключают из разбавителя олифу, а для колера добавляют немного 5%-ного раствора мыла. Фактурная окраска хорошо моется щетками водой с мылом, а поэтому может найти применение при декоративной отделке больших поверхностей в театрах, клубах, кино и т. д. Этот вид отделки рационально сочетать с другими приемами, например, для окраски зеркал, отделанных багетом, панелей и т. д.