Мозаика, керамические изделия и особенно фресковая живопись широко использованы в отделке стен храмов. Сохранились памятники фресковой росписи X-XI-XII вв. в Киеве и Грузии, XII-XV вв. в Новгороде, Пскове и других северных городах, XV-XVII вв.- в Москве.
Имеются неоспоримые доказательства того, что развитие стенной росписи в Древней Руси началось ранее расцвета фресковых росписей итальянского Возрождения.
Существовало даже письменное руководство-«Уставы стенному письму». Дошедшие до нашего времени произведения известных иконописцев эпохи Предвозрождения не только могут конкурировать со знаменитыми произведениями итальянских мастеров, но считаются совершеннее их как в разрешении колористических, так и психологических задач.
Эти произведения свидетельствуют о высоком развитии культуры Руси XIV-XV вв. Среди обильно представленных в Новгороде в конце XIV в. различных живописных школ и направлений особое место занимает гениальный мастер Феофан Грек. Призванный Дмитрием Донским в Москву, он вместе с Симеоном Черным и другими мастерами расписывает ряд церквей и в том числе Кремлевский Благовещенский собор.
Занимается Феофан Грек и светской живописью.
Вместе с Феофаном работает в начале XV в. и величайший художник древней Руси Андрей Рублев.
Гениальное творчество его всегда привлекало исключительное внимание последующих поколений.
С именем Андрея Рублева соединилось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Он был одним из первых русских живописцев, в творчестве которых с особенной силой сказались национальные черты.
В конце XV и в самом начале XVI в. в не меньшей мере отражают рост Русского государства произведения Дионисия, который вместе с Тимофеем Ярецем и Конем расписывали Успенский собор Московского Кремля. Не менее известны работы Симона (Пимен Федоров), Ушакова (1626-1686 гг.).