Гениальное творчество

При рассмотрении истории русского национального декоративного искусства нельзя не упомянуть о Коломенском дворце Алексея Михайловича, построенном в 1667-1668 гг. Само здание и внутренняя отделка его отличались причудливостью, величественностью, красотой и богатством оформления в чисто русском стиле. Не только современники, но и последующие поколения изумлялись мастерству строителей. Сохранились модель дворца и подробное описание внутренней отделки его. Известный писатель XVII в. Симеон Полоцкий в виршах, посвященных Коломенскому дворцу, говорит: Для русского национального чувства дорого, что это «восьмое чудо света» создано русскими мастерами.

Строили его плотничий староста Сенька Петров и стрелецкий плотник Ивашко Михайлов».

Художественную роспись и позолоту выполнял знаменитый иконописец Симон Ушаков с товарищами Федором Евстигнеевым и Иваном Филатовым. Резными работами руководил и выполнял их резчик Арсений с товарищами Давыдом Павловым, Андреем Ивановым и др. Украшения из меди и железа изготовляли мастера Григорий Павлов и Иван Кульпа.

Дворец поражал блеском золота и красок, узорной резьбой, «хитростью, красотой». К сожалению, большинство других построек гражданской архитектуры возводилось из дерева и было уничтожено впоследствии пожаром или во время нашествия неприятеля.

С конца XV в. в результате объединения княжеств Русское государство получило общие границы с иноземными государствами.

Непосредственное сношение с Западной Европой порождало в Новгороде и Москве идеи Возрождения, что отозвалось на искусстве и характере внутренней отделки жилищ. На стенах и на вратах Успенского и Благовещенского соборов в Московском Кремле были изображены Гомер, Платон, Диоген, Аристотель со свитками в руках, на которых были написаны их изречения.

В второй половине XVI в. были уже передовые люди, как Василий Голицын, Морозов, Ордынский, Нащокин, патриарх Никон, которые предвидели необходимость преобразований.