Церковная живопись

Общеизвестна, например, талантливая семья Аргуновых, крепостных графов Шереметьевых. Она состояла из портретиста И. П. Аргунова, его брата архитектора Федора, сыновей архитектора Павла, художника Николая и др. Строителями и руководителями работ по художественной отделке известных, существующих и в настоящее время дворцов в Кускове и Останкине были крепостные архитекторы Алексей Миронов, Федор и Павел Аргуновы и Григорий Дикушин. В отделке этих дворцов славился резчик Степан Пряхин, мозаичник по дереву Никифор Васильев и декораторы Григорий Мухин, Кондратий Фиктусов и Семен Семенов.

В начале XIX в. мы уже встречаем первое на русском языке систематическое руководство (308 страниц) по малярному делу в современном смысле слова, с весьма характерным для того времени названием: «Самоучитель трех искусств живописи декоративной, золочения и лакирования, в котором преподаны ясные наставления об наружных и внутренних украшениях домов, покоев, мебелей и прочего посредством сих трех искусств, так что по сей книге каждый сам без учителя, сам украшения удачно производить может. Книга полезная не для одних только охотников, желающих сим заниматься для препровождения времени, но и служащая в наставлении самим художникам, ибо содержит в себе практические, никем еще не описанные наставления и подробности, весьма для них нужные».

Издано в Москве в 1824 Г. В связи с возросшими потребностями в декоративной отделке помещений в начале XIX в. в 1825 г. в Москве основывается «Строгановское училище», в котором наряду с обучением живописи большое внимание уделяется чисто декоративному искусству.

В Петербурге учреждается «Школа императорского общества поощрения художеств», при которой организуется декоративно-малярная мастерская, руководимая высококвалифицированными художниками, а также известная школа Штиглица.